Назначение
Модуль предназначен для автоматизации основных бизнес-процессов (приходования, учета, отпуска, приготовления, списания лекарственных средств, учета и возврата тары, формирования отчетности, инвентаризации) в аптеке бюджетных медицинских учреждений (стационара, поликлиники).
В модуле предусмотрена автоматизация передачи данных из аптеки в бухгалтерию медицинского учреждения.
Нормативные документы
"Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР", Приказ Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. N 747 (с изменениями от 30 декабря 1987 г.).
Основные функциональные возможности
Модуль позволяет автоматизировать следующие бизнес-процессы:
- Учет лекарственных средств:
- учет лекарственных средств ведется по группам (медикаменты, перевязочные средства, вспомогательные материалы, тара и т.п.), определяемым пользователем. Кроме того, в список групп для ведения суммового учета входит доставка (транспортные расходы), не имеющая количественного учета и остатка;
- лекарственные средства могут быть разбиты на виды (ядовитые, наркотические, спирт, дефицитные и дорогостоящие, тара и т.п.), определяемые пользователем
- лекарственные средства в разной фасовке, дозировке учитываются раздельно (фасовка и дозировка учитываются в наименовании лекарства);
- лекарственные средства с разными ценами приобретения учитываются раздельно;
- часть лекарственных средств (медикаменты) учитывается раздельно по срокам годности, для таких лекарственных средств может указываться также номер серии и страна-производитель.
- Приходование лекарственных средств.
- Отпуск лекарственных средств.
- Учет приготовления лекарственных средств.
- Списание лекарственных средств.
- Инвентаризация лекарственных средств.
- Учет возврата тары.
- Составление отчета аптеки.
- Формирование ведомостей и книг установленных форм.
- Получение справок.
- Формирование остатков лекарственных средств на начало очередного месяца.
- Передача данных в бухгалтерию.
- Ведение нормативно-справочной информации.
Архитектура
Ниже приведена архитектура бизнес-процессов, которые поддерживает данный модуль (Рис.1):
Всю работу по ведению учета лекарственных средств в зависимости от участников условно можно разделить на следующие группы бизнес-процессов:
- аптека в составе медицинского учреждения, выполняющим прием, хранение, приготовление, выдачу, списание, инвентаризацию и учет лекарственных средств. Аптека взаимодействует со следующими участниками бизнес-процессов:
- поставщиками лекарственных средств, принимая у них товар по счетам и возвращая им возвратную тару по накладным или приходным ордерам с подтверждением кредитовыми счетами поставщиков;
- отделениями медицинского учреждения, отпуская им медикаменты в соответствии с требованиями на отпуск;
- бухгалтерией медицинского учреждения, передавая ей счета для ведения расчетов с поставщиками, а также составляя ежемесячно отчет аптеки для ведения бухгалтерского учета лекарственных средств.
- отделения медицинского учреждения выписывают требования на отпуск лекарственных средств, получают и расходуют их, ведут учет определенных категорий лекарственных средств;
- бухгалтерия медицинского учреждения производит и учитывает расчеты с поставщиками за поставленные лекарственные средства, ведет бухгалтерский учет лекарственных средств.
Модуль может использоваться как самостоятельно, так и в комплексе с модулем "Бухгалтерский учет".
Преимущества
- Гибкая настройка модуля под требования конкретного медицинского учреждения.
- Ведение учета лекарственных средств по наименованиям, фасовке, дозировке, цене приобретения и сроку годности.
- Возможность подготовки и печати установленных форм книг и ведомостей.
- Возможность подготовки и печати отчета аптеки, передачи его в бухгалтерскую программу для формирования итоговых проводок.
- Возможность печати инвентаризационных описей и сличительных ведомостей; формирование документов на списание недостач и приходование излишков.
- Формирование справок по наличию и движению лекарственных средств с возможностью группировки и отбора по группе, цене приобретения, сроку годности.
Перечень отчетных форм
На основании зарегистрированных в системе данных формируются следующие отчеты:
- отчет аптеки (форма №11-МЗ);
- книга регистрации счетов (форма №6-МЗ);
- ведомость выборки (форма №1-МЗ);
- книга учета протаксированных требований (форма №7-МЗ);
- книга предметно-количественного учета (форма №8-МЗ);
- книга учета лабораторных работ (форма №10-МЗ);
- отчет о движении тары;
- реестр расхода лекарственных средств;
- оборотная ведомость;
- журнал ПКУ;
- справка о наличии лекарственных средств;
- справка о суммовом расходе лекарственных средств по группам и отделениям;
- справка о количественном расходе лекарственных средств по отделениям;
- справка о лекарственных средствах с истекшим сроком хранения;
- справка о лекарственных средствах малого количества;
- отчет о выполнении заявок отделений;
- отчет по приходным документам;
- отчет по возврату поставщикам;
- отчет по документам на отпуск;
- отчет по возврату из подразделений;
- отчет по документам на изготовление.